Психоакустика Психоакустика - наука, изучающая психологические и физиологические особенности восприятия звука человеком. Слуховая система человека - сложный и очень интересно устроенный механизм. Чтобы более ясно представить себе, что для нас есть звук, нужно разобраться с тем, что и как мы слышим. В отдельном звуке восприятие выделяет пять основных свойств. Это громкость, тембр, высота, продолжительность и пространственная локализация. При этом громкость можно соотнести с амплитудой колебаний, тембр - с формой волны, высоту - с частотой колебаний. В физическом мире частота, время и интенсивность считаются непрерывными измерениями, образующими своего рода континуум. Традиционная музыка строится на дискретных шкалах высоты и длительности. Очевидно при этом, что между любыми ступенями шкалы возможен непрерывный и, следовательно, бесконечный мир, требующий изучения и организации. Задумаемся над вопросом: каковы различия между спектром звука ноты, когда спектр определяет тембр, и спектром звука аккорда, рассматриваемого как элемент гармонии? «Ухо приучается слышать сквозь определенную призму; его можно растревожить, привести в замешательство или даже повредить, предлагая ему объекты, среди которых оно не способно ориентироваться по привычным координатам. Действительно, переходя от анализа аккорда, сыгранного, на фортепиано, к анализу мультифонического звука, сыгранного на духовом инструменте, или воспроизведенного каким-либо ударным инструментом, вы испытываете трудности адаптации из-за самой природы предлагаемых вам объектов». (Пьер Булез) «Самым сложным субъективно ощущаемым параметром является тембр. С определением этого термина возникают сложности, сопоставимые с определением понятия «жизнь»: все понимают, что это такое, однако над научным определением наука бьется уже несколько столетий» (И.Алдошина). Органы слуха , выполняют двойное кодирование звука, как спектральное, так и временное, таким способом, что все реплики в обоих видах представления могут быть доступны одновременно в сенсорном представлении, посланном мозгу. Механизм кодирования приводит к появлению некоторых парадоксов и двусмысленностей. «С одной стороны, звук - это объективное физическое явление, колебательный процесс, порождающий в упругой среде быстро распространяющиеся волны. С другой же - субъективное психологическое: нечто воспринятое слухом и отразившееся в сознании в виде особого психического образа» (Е.Назайкинский). Слуховой образ может быть определен как психологическое представление звуковой сущности, которая демонстрирует некоторую когерентность в своем акустическом поведении. Мы структурируем акустический мир в терминах когерентных звуковых объектов, которые мы можем обнаружить, выделить, локализовать, и идентифицировать. - сегрегация - разделение на звуковые потоки, т.е. субъективное выделение определенной группы звуковых источников, например, при музыкальной полифонии слух может отслеживать развитие мелодии у отдельных инструментов; - подобие - звуки, похожие по тембру, группируются вместе и приписываются одному источнику, например, звуки речи с близкой высотой основного тона и похожим тембром определяются, как принадлежащие одному собеседнику; - непрерывность - слуховая система может интерполировать звук из единого потока через маскер, например, если в речевой или музыкальный поток вставить короткий отрезок шума, слуховая система может не заметить его, звуковой поток будет продолжать восприниматься как непрерывный; - «общая судьба» - звуки, которые стартуют и останавливаются, а также изменяются по амплитуде или частоте в определенных пределах синхронно, приписываются одному источнику. Таким образом, мозг производит группировку поступившей звуковой информации как последовательную («горизонтальную»), определяя распределение по времени звуковых компонент в рамках одного звукового потока, так и параллельную («вертикальную»), выделяя частотные компоненты, присутствующие и изменяющиеся одновременно. Память объединяет все эти процессы в результате слушания. Вертикальные и горизонтальные механизмы группировки могут находиться в сложном взаимодействии. Между «конкурирующими» звуковыми образами возможна борьба и взаимный перехват энергии, что часто приводит к изменению признаков высоты, громкости, тембра, характера и т.п. в процессе слухового восприятия. Все вышеизложенные соображения имеют прямое влияние на формирование музыкальных структур, если, конечно, мы хотим сделать их понятными. В анатомии ухо человека принято делить на три составные части: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. К наружному уху относится ушная раковина, помогающая сконцентрировать звуковые колебания, и наружный слуховой канал. Звуковая волна, попадая в ушную раковину, проходит дальше, по слуховому каналу (его длина около 3 см, а диаметр - около 0,5 см), и попадает в среднее ухо, где ударяется о барабанную перепонку - тонкую полупрозрачную мембрану. Барабанная перепонка преобразует звуковую волну в вибрации, усиливая эффект от слабой звуковой волны и ослабляя от сильной. Эти вибрации передаются по присоединенным к барабанной перепонке косточкам (молоточку, наковальне и стремечку) во внутреннее ухо, представляющее собой завитую трубку с жидкостью диаметром примерно 0,2 мм и длиной 4 см. Эта трубка называется улиткой. Внутри улитки находится еще одна мембрана, называемая базилярной, которая напоминает струну длиной 32 мм, вдоль которой располагаются чувствительные клетки (более 20 тыс. волокон). Толщина струны в начале улитки и у ее вершины различна. В результате такого строения мембрана резонирует разными своими частями в ответ на звуковые колебания разной высоты. Так, высокочастотный звук затрагивает нервные окончания, располагающиеся в начале улитки, а звуковые колебания низкой частоты - окончания в ее вершине. Механизм распознавания частоты звуковых колебаний достаточно сложен. В целом это анализ месторасположения затронутых колебаниями нервных окончаний, а также частоты импульсов, поступающих в мозг от нервных окончаний. Основную информацию о звуковых колебаниях мозг получает в области частот до 4 кГц. Это вполне логично, поскольку все основные жизненно необходимые человеку звуки находятся именно в этой спектральной полосе (голоса других людей и животных, шум воды, ветра и т. п.). Частоты выше 4 кГц являются для человека лишь вспомогательными, что подтверждается многими опытами. В целом принято считать, что низкие частоты "ответственны" за разборчивость, ясность аудиоинформации, а высокие частоты - за субъективное качество звука. Слуховой аппарат человека способен различать частотные составляющие звука в пределах от 20-30 Гц до 20 кГц. Указанная верхняя граница может колебаться в зависимости от возраста слушателя и других факторов. Интересен и исключительно важен тот факт, что порог слышимости слуховой системы, также как и кривые равных громкостей, непостоянен в разных условиях. Представленные выше значения порога слышимости справедливы для тишины. В случае проведения опытов по измерению порога слышимости не в полной тишине, а, например, в зашумленной комнате или при каком-то постоянном фоновом звуке, показатели окажутся другими. Это, в общем, совсем не удивительно. Ведь идя по улице и разговаривая с собеседником, мы вынуждены прерывать свою беседу, когда мимо нас проезжает какой-нибудь грузовик, поскольку его шум не позволяет нам слышать собеседника. Этот эффект называется частотной маскировкой. Причина появления эффекта частотной маскировки - схема восприятия звука слуховой системой. Мощный по амплитуде сигнал некоторой частоты ?т вызывает сильные возмущения базилярной мембраны на некотором ее отрезке. Близкий по частоте, но более слабый по амплитуде сигнал с частотой ? уже не способен повлиять на колебания мембраны и поэтому остается "незамеченным" нервными окончаниями и мозгом. Эффект частотной маскировки справедлив для частотных составляющих, присутствующих в спектре сигнала в одно и то же время. Однако ввиду инерционности слуха эффект маскировки может распространяться и во времени. Так, некоторая частотная составляющая может маскировать другую частотную составляющую даже тогда, когда они появляются в спектре не одновременно, а с некоторой задержкой во времени. Этот эффект называется временной маскировкой. В случае, когда маскирующий тон появляется по времени раньше маскируемого, эффект называют пост-маскировкой. Когда маскирующий тон появляется позже маскируемого (возможен и такой случай), эффект называют пре-маскировкой.
|