Компьютерная музыка
В отличие от Европы, где первые студии электронной и конкретной музыки создавались при крупных радиостанциях, история электронной и компьютерной музыки в США связана прежде всего с крупнейшими университетами и научно-исследовательскими центрами, что обеспечило уникальную возможность сотрудничества специалистов в самых разных областях знаний, и четко выраженную тенденцию к кроссдисциплинарности проектов.
В начале 60-х годов в США можно выделить четыре основных характерных полюса притяжения, своего рода «аттрактора» в области музыкальной технологии и экспериментальной музыки:
- это композиторы Владимир Усачевский, Отто Люнинг, Мильтон Бэббит, создатели первого в США центра электронной музыки Коламбия-Принстон, объединившего широкий спектр направлений и эстетик от неоромантизма до сериализма;
- это программист и исследователь Макс Мэтьюс, создатель первой музыкальной компьютерной программы, объединивший большую группу композиторов и исследователей в Телефонных Лабораториях Белл - главном центре исследований в области компьютерного синтеза звука;
- это химик, программист и композитор Лежарен Хиллер, создатель первой в мире компьютерной стохастической композиции, его коллеги Герберт Брюн, Джеймс Бичамп, Сальваторе Мартирано, студия экспериментальной музыки EMS основанная Хиллером при университете Иллинойса – ведущем центре формальных исследований в области алгоритмической компьютерной музыки и теории информации;
- это композитор Джон Кейдж, его идеи и концепции, объединившие многих музыкантов и художников в большое неформальное сообщество, занимавшееся живой электроникой и перформансом, композиторы Роберт Эшли, Гордон Мумма, Дэвид Берман, Давид Тюдор, Полин Оливейрос и др.
В 1957 г., когда по всему миру шла вторая волна создания студий электронной музыки, в США, в научно-исследовательском центре Телефонные лаборатории Белл, прозвучал первый звук, синтезированный на компьютере с помощью программы MUSIC-N, созданной Максом Мэтьюсом – признанным «отцом» компьютерной музыки, программистом, конструктором и скрипачом-любителем. Работа Макса Мэтьюса имела большой резонанс, и вскоре он стал руководителем Исследовательского Центра Акустики и Поведения в Лабораториях Белл, ставшим своего рода Меккой для многих музыкантов и исследователей.
Французский акустик и композитор Жан-Клод Риссе в 1964 г. был принят в Лаборатории Белл на должность композитора-исследователя. Риссе писал: «я был изумлен, попав сюда. Атмосфера была просто фантастической. Здесь была невероятная группа исследователей, математиков, программистов, психологов, акустиков, биологов, специалистов по коммуникациям, и все они были перемешаны, буквально переплетены между собой. Даже офисы были переплетены. Было много открытости и щедрости, и гораздо меньше высокомерия и борьбы за территорию, чем в Европе. Уже хотя бы по этой причине, компьютерная музыка должна была родиться именно в США, а не во Франции. Также не было никакого давления и срочных, безотлагательных задач. Все, что могло быть полезным в долгосрочной перспективе получало поддержку».
В числе пионеров компьютерной музыки 1960-х. были Джеймс Тенни, Дэвид Левин, Джон Чоунинг, исследователи Джон Пирс, Нойман Гутман и другие. Список последователей насчитывает десятки имен. В числе наиболее значимых - Чарльз Додж, Джон Эпплтон, Мортон Суботник, Хьюберт Хоу, Джеффри Уинхэм, Джонатан Харви, Билл Шодстаедт, Декстер Морил, Джеймс Дэшоу, Барри Веркоу, Миллер Пакет, Ларри Остин, Пол Лански, Давид Розенбум, Лари Полански, Уильям Олбрайт и многие другие.
От пионеров компьютерной музыки требовалось блестящее знание техники и программирования, вследствие малого быстродействия и прочих недостатков ранних компьютеров для того, чтобы услышать очередной результат, часто – короткий звук, могло потребоваться несколько дней. Впрочем, отсутствие возможности импровизации и слухового контроля в процессе сочинения, заставляло больше думать о форме будущей композиции, в результате, на создание новой работы, включая все стадии программирования и отладки алгоритмов, пионеры компьютерной музыки 60-80-х тратили порою больше года. Поэтому не следует удивляться малому количеству компьютерных электроакустических сочинений, написанных каждым из них. За каждой минутой этой музыки скрывается поистине титанический труд и терпение.
Андрей Смирнов, 2006