Цтирад Когоутек Обзор современных направлений в музыке не был бы полным, если бы мы не остановились, хотя бы вкратце, на некоторых интересных влияниях современной научной дисциплины - кибернетики, которые испытало на себе музыкальное искусство. Кибернетика (искусство управления (греч.)) «изучает структурные и функциональные закономерности управления, организации и других особых форм управления живыми и неживыми, действительными и возможными динамическими системами», то есть машинами, живыми организмами, обществом. (Бобэр Ю. Машина, человек, общество [418, 162]). С именем греческого композитора Янниса Ксенакиса связаны музыка стохастическая и музыка алгоритмическая - тенденции сомнительные постольку, поскольку здесь наблюдается стремление к подмене искусства наукой, то есть к подмене порядка музыкального мышления порядком математическим. По теории вероятности, занимающейся изучением случайных, и особенно массовых случайных явлений, существуют вероятностные, или же стохастические закономерности, которые позволяют определить количественную вероятность повторения явления при равных условиях повторений. Стохастическая же музыка - по Л.А.Хиллеру [426] - это название такого вида композиционной техники, при котором выбор отдельных звуков опирается на использование законов теории вероятности. Эти законы устанавливают вероятность появления данных элементов при заранее обусловленных общих формальных предпосылках. В этой музыке все процессы строятся на вычислениях, даже названия произведений выглядят скорее как математические формулы. Исполненная в Париже и Варшаве композиция Ксенакиса St/10-1,080262 знаменует собой первое стохастическое произведение для десяти инструментов, вычисленное (!) 8 февраля 1962 года. (Ахоррипсис - от греч. «шум», «звук», «эхо» (простонар.) и «бросать». Пифопракта - от греч. «убедить» и практа – «акт», «действие». Метастазис - от греч. «после» и «застой», «остановка», состояние покоя. Автор объясняет это произведение как переходное от классической музыки, к которой он относит всю предшествующую музыку, включая сериальную, к новым типам композиции). По мнению Ксенакиса, получить результаты, напоминающие о додекафонии Шёнберга и сериальной технике, можно не только путем детерминизма, но также и обратным методом, то есть за счет создания индетерминированной музыки, основанной на закономерностях вычисления вероятности. Теория алгоритмов, разработанная, в первую очередь, советскими учеными А.А.Марковым и П.С.Новиковым, занимается решением любых однородных задач или действий посредством разложения их на точно установленные предписания и последовательность (то есть алгоритм) конечного числа элементарных операций. В настоящее время с этими математическими машинами проводится множество разнообразнейших экспериментов. Кибернетическая машина Альбера Дюкрока «Каллиопа» («Kalliope») складывает сюрреалистические стихи. Известны некоторые музыкальные опыты Рудольфа Зарипова на электронно-вычислительной машине «Урал» [406, 407]. Особого упоминания заслуживают систематические исследовательские эксперименты Лейярена А.Хиллера, профессора университета в Иллинойсе, и его сотрудников, в частности Л.М.Айзексона, с вычислительной машиной Illiac. Пока их деятельность сосредоточивается на четырех областях действий, которые машина может очень ускорить и облегчить, а именно: 1. Подготовка программы производства музыкальных звуков, создающихся электронным синтезатором. Созданию композиционного построения вычислительной машиной предшествует перевод всех музыкальных элементов на числа (на «язык вычислительной машины»). В соответствии с программой, заданной композитором, опирающимся на композиционные принципы избранного музыкального стиля, каждое число моментально проверяется машиной с помощью простых арифметических тестов (да - нет), насколько оно подходит для этой программы. В случае положительного ответа оно принимается, в случае отрицательного - отклоняется, и машина выбирает дальше. Результат записывается на перфокарте кодом в двоичной системе, передается специальной машине для печатания нот на пятилинейном нотоносце и тем самым переводится в обычную нотную запись.
|