Лежарен Хиллер
В 1955-1956 гг. химик, программист и композитор Лежарен Хиллер, в соавторстве с Леонардом Исаксоном, разрабатывает музыкальные алгоритмы, на основе которых была создана первая компьютерная композиция «Иллиак сюита для струнного квартета» (Illiac Suite), а в 1958 г. Хиллер - сотрудник химического факультета университета Иллинойса, переходит работать на музыкальный факультет, где создает вторую в США студию электронной музыки EMS, ориентированную на исследования в области музыкальной композиции, электроники, акустики, компьютерной техники, лингвистики, теории информации и теории коммуникаций.
Лежарен Хиллер (1924-1994) родился и вырос в Нью-Йорке. С детства изучал теорию музыки и учился игре на фортепиано, экспериментируя при этом с роликами для пианолы (механического фортепиано, прообраза современного секвенсора). Видимо, именно эти опыты определили всю его дальнейшую судьбу. Обучался композиции у Харви Оффисера, игре на гобое у Джозефа Маркса. Поступив в Принстонский университет, изучал теорию и композицию у Роджера Сешонса и Мильтона Бэббита. Тем не менее, увлекаясь химией, защитил диплом как химик, а вскоре, в возрасте 23 лет, получил степень доктора, и с 1947 по 1952 гг. работал в должности химика-исследователя на фирме «DuPont», одновременно, не смотря на невероятную занятость, сочиняя инструментальную и фортепианную музыку. В 1952 г., уволившись с фирмы «DuPont», он едет в Европу, а затем, вернувшись в США, поступает на работу в университет Иллинойса, став научным сотрудником химического факультета.
Подобно Айвзу, Хиллер - композитор-эклектик, часто комбинирующий различные техники в одной и той же пьесе, пользуясь тональной техникой, сериальными техниками, вероятностными, стохастическими методами, диаграммами, математическими формулами как с использованием компьютера, так и без него.
Дело в том, что Хиллер находился под сильным влиянием Теории Информации, являвшейся теоретическим фундаментом современной кибернетики. В соответствии с теорией информации, можно установить связь между информационным содержанием последовательности символов (слов, музыкальных нот и т.п.) и полным числом различных символов, которые, по теории вероятности, могут появиться в последовательности. Математик, создатель кибернетики Норберт Винер писал: «сообщения сами являются формой и паттерном организации... чем вероятнее сообщение, тем меньше информации оно несет».
Хиллер пишет ряд статей о связи теории информации с компьютерной музыкой, проводит аналитические разработки музыки Моцарта, Бетховена, Берга, Хиндемита, Веберна, размышляя об информационных потоках в музыкальной пьесе и их связи с природой музыкального драматизма. Ряд команд, введенных Хиллером в язык музыкального программирования MUSICOMP, созданный им в соавторстве с Робертом Бэйкером для написания их совместной «Компьютерной Кантаты» (1963), был разработан именно в связи с идеей музыкальных информационных потоков, а первая часть композиции «Algorithms I для девяти инструментов и пленки» (1968) носит название «Затухание информации», как своеобразное указание на способ композиции.
Интересно отметить, что большая часть работ Хиллера, вовсе не является электронной музыкой! «Иллиак сюита», на самом деле, широко известна среди исполнителей, как струнный квартет №4. В отличие от Макса Мэтьюса, создавшего алгоритмы синтеза звука, но не слишком озабоченного вопросами музыкальной формы, Хиллер создал направление алгоритмической музыки, не имевшей первоначально никакого отношения к технологии звукового синтеза. Главной целью Хиллера было создание алгоритмов организации музыкального материала, под которым Хиллер понимал в основном высоту, интенсивность и длительность отдельных звуков, а результатом работы компьютера, фактически, была традиционная партитура, исполнявшаяся живыми музыкантами.
Идея связи хаотичности с новизной, привела, в свое время, к сотрудничеству Лежарена Хиллера и Джона Кейджа. Результатом их работы стал мультимедийный спектакль «HPSCHD», начатый осенью 1967 года и законченный в начале 1969 года.
В 70-е годы, на волне 12-ти тоновой музыки, сериализма, стохастики и т.п. возникла своего рода неопределенность: что есть музыка и какой ей следует быть. В работе «Слова о музыке» Мильтон Бэббит писал: «важно не то, что вы можете услышать, но какова ваша концепция». Однако, Джеймс Тенни, Стив Райх, Ла Монте Юнг, Фил Ниблок, Элвин Люсьер вернули нас в лоно естественных звуковых процессов. Тенденция «назад к природе» вошла в Американскую музыкальную культуру весьма вовремя и кстати. Музыка, основанная на акустической природе звука, фактически, открывала новую эру.
Андрей Смирнов, 2006