Музыкальный робот
WABOT-2


Мишель Вайшвиц
и система HANDS


Сергей Косенко
на MIDI-велосипеде

ИНТЕРАКТИВНАЯ МУЗЫКА

Интерактивая музыка - один из разделов компьютерной алгоритмической музыки.
В начале 1990-х термин обрел устойчивое значение и предполагает непременное присутствие компьютера как посредника.
Интерактивность
осуществляется посредством соответствующего компьютерного алгоритма, анализирующего и интерпретирующего действия исполнителя.

Интерактивность - это просто принцип работы системы, не более. Как этот принцип будет использовать композитор - его личное дело.
Один композитор пишет совершенно традиционную партию флейты, предполагающую точное исполнение всех нот и никакой импровизации, создает программу, следящую за исполнением партии флейты и синхронизующей электронную партию с живой игрой. В данной ситуации исполнитель достаточно свободен, по крайней мере, не привязан к «метроному» или фонограмме, но права на ошибку не имеет: программа может перепутать, в каком месте партитуры находится солист. Свобода интерпретации весьма относительна, но слушатель понимает взаимосвязь и, вероятно, ощущает уникальность события.
Другой композитор создает алгоритмическую композицию, в которой система генерирует некоторые развивающиеся звуковые процессы, на развитие которых исполнитель может влиять теми или иными способами (с помощью традиционной клавиатуры, всевозможных сенсоров, просто клавиатуры компьютера и т.п.). Возможности воздействия на поток событий могут быть достаточно серьезными и музыкально оправданными, но часто характер взаимодействия остается совершенно непонятен слушателям. Часто в подобных случаях возникает сомнение, а не лучше ли было использовать старую добрую фонограмму.

В ситуации живого концертного исполнения, когда отсутствует сама возможность редактирования, и главный акцент приходится на управление развивающимся музыкальным процессом, используется интерактивное взаимодействие в реальном масштабе времени, то есть мы получаем доступ к различным слоям композиционной структуры и самого процесса композиции непосредственно в процессе его развертывания во времени.

Интерпретация может быть столь же проста как прямое преобразование в инструкции для инструмента, например, команды определяющие выбор нот, тембров или огибающих процессов. Может использоваться и более сложная цепь модулей для вычисления или преобразования данных исполнительского жеста, пошагово проигрывающих или модулирующих предварительно записанную партитуру, переключающих и перестраивающих различные процессы и алгоритмы. При этом возможно управление как на уровне фраз, отдельных партий и процедур, так и на уровне всей композиционной стратегии.

Часто по отношению к живому исполнению интерактивной музыки применяют термин «перформанс», расширяющий понятие исполнительской практики, включающий в него как фактическое музыкальное, так и внемузыкальное поведение и взаимодействие участников, элементы импровизации.


Макс Мэтьюс
и RadioBaton

В концертной практике использования интерактивных систем границы между композицией и перформансом часто оказываются размытыми. Хотя некоторые элементы в цепи обработки данных или реакции на исполнительские жесты могут быть предварительно записаны, фактический результат сильно зависит от исполнителя, в то время как в полностью фиксированной композиции ноты, динамику и длительность музыкальных событий обычно не оставляют на откуп случайности. В этом отношении, интерактивные композиции порой можно классифицировать как нечто алеаторическое.

Являясь своего рода альтернативой классической акусматике, музыке "для пленки", интерактивная музыка, фактически, пытается возродить практику живого концертного исполнения в контексте "лабораторной" электроакустической музыки, вернуть исполнителя на сцену, дав ему новые средства интуитивного контроля над музыкальным материалом через пластику тела, движение, голос, взгляд, тактильные ощущения и т.п. что, в свою очередь, требует создания новых музыкальных инструметов, порой совершенно немыслимых в рамках традиционной инструментальной музыки.

А.С.