Пьер Шеффер и типология звуковых объектов
Пьер Шеффер классифицировал звуковые объекты согласно определенным типологическим и морфологическим критериям. Типологические критерии указывают на общие типы этих объектов, в то время как морфологические критерии описывают их характеристики. По существу, Шеффер выделил три основных типа звуковых объектов: непрерывный, повторяющийся и импульсный .
Другая важная формулировка Шеффера касается трех опорных планов, посредствам которых «звуковые объекты» описывают и классифицируют согласно их свойствам:
1) мелодический или текстурный план - развитие высоты во времени;
2) динамический или форм-план - зависимость параметров интенсивности от времени;
3) гармонический или тембральный план - взаимосвязи между всеми предшествующими параметрами в соответствии с их спектральным составом.
В каждом опорном плане заложено несколько систем классификации согласно типу мелодичного, динамического и тембрального движения. Кроме того, сформулированы четыре класса критериев: критерии материала, содержания, формы и ее вариаций, которые, в свою очередь, коррелируют с морфологическими характеристиками звуковых объектов.
Другие формулировки касаются материальной классификации звуковых объектов, их продолжительности, способа классификации, природы и состава.
Все типы классификации используют такие термины, как «сегмент» (segment), «ячейка» (cell) и «группа» (group). Однако, именно сегментации (точнее, макро-сегментации) Шеффер и его последователи не уделяли достаточно внимания.
При всей важности теоретических рассуждений Шеффера, конкретная музыка, ее описательные критерии слишком сильно зависят от связей с совершенно конкретными звуковыми явлениями и, в некоторых случаях, им недостает обобщения.
А.С. |