Владимир Усачевский
В 1959 году композиторы Владимир Усачевский, и Отто Люнинг при поддержке музыкального факультета Колумбийского университета в лице композитора Мильтона Бэббита и финансовой поддержке фонда Рокфеллера, создают первый в США центр электронной музыки «Коламбиа-Принстон», в котором в разное время работали многие известные американские и европейские композиторы, включая Лучано Берио и Эдгара Вареза.
По словам Отто Люнинга, «мы хотели создать центр, в котором композиторы могли бы работать и ставить эксперименты без какого-либо давления со стороны коммерции. Большинство Европейских студий существует при радиостанциях, но мы чувствовали, что в Америке это работать не будет, т.к. силы коммерции слишком велики. Нам казалось, что лучшим местом является университет, в котором есть поэты, литераторы и театралы, и акустики, на которых можно было бы проверить свои идеи и получить соответствующие реакции. Одновременно можно подключить к работе студентов и сделать студию доступной для людей, желающих экспериментировать на по-настоящему высоком уровне».
Новый центр был создан на основе арендованного у фирмы RCA синтезатора Marc II, первая версия которого была создана конструктором Харри Олсоном в 1955 г.
Владимир Усачевский (1911- 1990), родился в Маньчжурии. В детстве пел в хоре Русской Православной церкви. В 1930 г. в возрасте 19 лет эмигрировал в США, будучи уже одаренным пианистом, особенно известным своими интерпретациями музыки эпохи Романтизма и блестящими импровизациями. В 1939 г. Усачевский получает степень Доктора философии в консерватории Истман. С 1947 г. и до ухода на пенсию в 1980 г. преподает в Колумбийском университете, в частности, контрапункт 16-го века. Его ранние неоромантические сочинения отличались богатством хорового звучания и сочностью инструментовки. В начале 1950-х экспериментирует со звуком, записанным на магнитофон, что вскоре приводит к созданию первых композиций для пленки и историческим концертам электронной музыки в Нью-Йоркском Музее современного искусства организованным совместно с Отто Люнингом в 1952 г.
Первые электронные опыты Владимир Усачевский проделал в возрасте сорока лет, будучи уже совершенно сформировавшимся композитором, тяготеющим к экспрессивной неоромантической эстетике. В отличие от Кейджа или многих молодых композиторов следующего поколения, он никогда не отходил от академической классической традиции, не отказывался от традиционных взглядов на музыкальную форму, стремясь к передаче эмоций, достижению максимальной выразительности своей музыки средствами композиции, используя новые средства электроники для обогащения инструментальной палитры и расширения тонального языка, создав своеобразный американский гибрид французской конкретной и немецкой электронной музыки, преимущественно сериальной. В некотором смысле, Усачевский был пользователем, а не создателем новых средств. Технология как таковая никогда не была в числе его главных приоритетов.
В числе сочинений Владимира Усачевского - пьесы для пленки, пьесы для пленки и живых инструментов, музыка для радио-спектаклей, театра, кино и телевидения, в частности «Пьеса для магнитофона» (1956), «Метаморфозы» (1957), «Из дерева и меди» (Of Wood and Brass) (1965), оратория «Creation Prologue» (1961) для пленки и 4-х хоров, «Беспроводная фантазия» (Wireless Fantasy) (1960).
В разное время у Владимира Усачевского учились такие признанные мастера Американской музыки, как Джон Эпплтон, Чарльз Додж, Венди Карлос, Эллис Шилдс, Харви Солбергер, Чарльз Уоринен и даже легендарный конструктор Роберт Муг.
Андрей Смирнов, 2006