|
|
Полезные ресурсы
Программа "
ВВЕДЕНИЕ В КОМПОЗИЦИЮ ЭЛЕКТРОАКУСТИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ"
курс "ЗВУК ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ" (ИСКУССТВО ЗВУКА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА). (*.doc)
БЕСПЛАТНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ЭТЮДАМИ:
Spear - спектральный анализ и "синусоидальное моделирование" (MAC&PC)
Reaper (звуковой редактор с автоматизацией параметров обработки) (MAC&PC)
Audacity (звуковой редактор) (MAC&PC)
Wavosaur (звуковой редактор) (PC)
BW (для получения сонограмм в формате картинок (bmp) и преобразования картинок в звук) (PC)
ARSS (Analysis & Resynthesis Sound Spectrograph) (MAC&PC)
Soundhack (MAC)
Альтернатива Soundhack на PC:
paulstretch для "time stretch" (PC)
HOG для конволюций, вокодера и т.п. (PC)
Ambience plugins
(VST&AU) - отличная реверберация (MAC&PC)
Плагины (PC)
Кросс-синтез (VST плагины)
Среда визуального программирования PD (MAC&PC)
Учебник PD
SOUND LIBRARY
Free Sound Effects from AudioMicro - Библиотека бесплатных звуков и эффектов (!)
Много плезных программ и информации
Читать и слушать:
Текст по музыкальной акустике - musical_acoustics.doc
Д.В. Севашко - Звукорежиссура и запись фонограмм (!!)
Alec Nisbett - The Sound Studio (!!)
Ц. Когоутек - Техника композиции в музыке ХХ века (!)
John Fauvel, Raymond Flood, Robin Wilson - Music and Mathematics. From Pythagoras to Fractals
Eduardo Reck Miranda - Computer Sound Design
Nicolas Collins - Handmade electronic music (!!)
Электроакустическая музыка. Глава из книги "Теория современной композиции"
Разные статьи
Слушать:
Фонотека (mp3)
GRM Webradio (!)
Полезные ссылки
Спросить:
История и эстетика электроакустической музыки
Избранные статьи, отчеты, рукописи разных авторов, включая документы из
архива Термен-центра и материалы лекций Андрея Смирнова Тема 1. Введение
1.1. Концепция "мультимедиа". Фрэнсис Бэкон, «Новая Атлантида»: дома звука, дома света, дома запаха. Рихард Вагнер и концепция "тотального произведения искусства будущего".
1.2. Звук. Ключевые определения. Волна, частота, амплитуда, фаза, скорость звука, особенности и границы восприятия, нелинейность слуха, спектр, обертоны и гармоники.
1.3. Аддитивный синтез звука и архаические техники синтеза звука. Примеры прото-инструментов: Рудольф Кёниг: камертонные и пневматические анализаторы и синтезаторы (ХIХ век), "Поющая дуга" Дуддела, "Телхармониум" Тадеуса Кахила (1900), звуковое кино и "графический" звук (1929-1939).
1.4. Лев Термен: "технические возможности сочетания музыки и цвета, музыки и жеста, музыки и осязания, музыки и обоняния"; терменвокс, терпситон, ритмикон, дальновидение.
1.5. Актуальность старых идей в контексте современного искусства.
Примеры: Звуковые инсталляции Пола Де Мариниса: Firebirds (2004), The Edison Effect (1989-1993), RainDance (1998): Синтез и некоторые парадоксы восприятия звука: Джеймс Тенни – «Rising»; Жан-Клод Риссе – «Suite for Little Boy» (1969); Элвин Люсьер "I am sitting in a room" и “Music on the long thin wire”.
1.6. Обзор тенденций.
>> Полезные ссылки
Тема 2. Футуризм, свободная музыка, искусство шума, абстрактное кино
2.1. Спектр и гармоники. Натуральный ряд, консонанс и диссонанс, темперация и микро-темперация, фольклор и неадекватность традиционной двенадцатиступенной темперации и соответствующей нотации. Концепция «Just Intonation».
2.2. Телхармониум. Идеи Феруччо Бузони и Николая Кульбина (1907). Футуризм, русский и итальянский - различия. Футуристические манифесты.
2.3.
«Свободная Музыка» Николая Кульбина и «художники свободной музыки» (1909). «Искусство Шума» и шумовые инструменты Луиджи Руссоло (1914).
Примеры: "интонарумори", музыка Луиджи Руссоло, поэзия Джиакомо Бала и Алексея Крученых.
2.4. Абстрактное кино и "визуальная музыка".
Примеры: фильм Фернана Леже «Ballet Mecanique» на музыку Джорджа Антейла (1923-24).
2.5. Обзор идей и работ Игоря Терентьева, Артура Лурье, Михаила Друскина, Леонида Сабанеева, Игоря Глебова (Асафьева) (1911–1923).
2.6. Арсений Авраамов (1885-1944) и ультрахроматизм (1916). Смычковый полихорд. Статья А. Авраамова: «Грядущая музыкальная наука и новая эра истории музыки» (1916). Синтез граммофонных дорожек, техника физического моделирования звука.
2.7. А. Авраамов: «Переделанное» (подготовленное) фортепиано как синтезатор индустриальных звуков. «Спектральный» подход к инструментовке и композиции. Музыкальный звук как психоакустический феномен.
2.8. Идеи А. Авраамова периода 1916-1932: музыкальный звук как организованный хаос, параметризация музыкального материала, соотнесение его с динамическими визуальными формами.
2.9. Алексей Гастев, поэзия, идеи, проекты, влияние на современников.
2.10. А. Авраамов: «топографическая акустика», музыка для городов и улиц, «Гудковая» симфония (1922-23). Представления в Баку и Москве. Примеры: звуки фабричных гудков.
>> Полезные ссылки
Тема 3. Графический звук, синтезатор АНС
3.1. Звуковое кино, системы Александра Шорина (Ленинград, 1927) и Павла Тагера (Москва, 1926), «тагефон», «шоринофон», «кинап». Примеры: кинохроника 1929-1934 гг.
3.2. Рождение и развитие идеи графического звука.
3.3. А. Авраамов, работа над первым советским звуковым фильмом «Пятилетка. План Великих работ» (1929), лаборатория Мультзвук.
3.4. Сравнительный обзор техник графического звука:
- Арсений Авраамов - "Синтетическая музыка" и «рисованный орнаментальный звук» (1930);
- Николай Войнов, "Нивотон", «бумажный звук» (1932-1935);
Примеры: кинохроника 1933 г., фильмы «Танец вороны» и «Прелюд Рахманинова».
- Евгений Шолпо, автоматизированный «бумажный звук» и «вариофон» (1930-1951);
Примеры: фильм о «вариофоне» (1934), Г. Римский-Корсаков – сюита «Карбюратор» (1933), В. Болдырев – музыка к мультфильму «Стервятники» (1941).
- Борис Янковский, спектральный анализ, декомпозиция и ресинтез, синтоны и спектральные мутации, «Виброэкспонатор» Янковского , отчет Зимина о работе Янковского. (1931-1939).
Примеры: звуки синтонов Б. Янковского.
- Оскар Фишингер (Германия) и «Орнаментальный звук» (1932).
- Рудольф Пфеннингер (Германия), рисованный звук и звуковые шаблоны (1932-1939).
- Норман МакЛаррен (США) и его работы (1940-е).
Примеры из архивов 1930-х гг.
3.5. Евгений Мурзин и синтезатор «АНС». История и сущность изобретения (1938), принцип работы. Первая студия электронной музыки при музее Скрябина.
Примеры: фильмы Андрея Тарковского «Зеркало» и «Солярис»; «12 взглядов на мир звука» Эдуарда Артемьева; «Поток» Альфреда Шнитке (1968).
3.6. Современные аналоги АНС: UPIC, Audio Sculpt, Metasynth.
3.7. Рисованный звук в современном искусстве.
Пример: инсталляция Пола Демариниса (США) «The Edison Effect» (1989-1993).
>> Полезные ссылки
Тема 4. Искусство звука. Конкретная и Электронная музыка. Сумбур вместо музыки
4.1. Новое музыкальное мышление, технология и эстетика. Звуковое кино, возможности звукового монтажа и коллажирования. Вальтер Руттман - «Weekend» (1930). Пример: В. Рутман - «Weekend».
4.2. Эдгар Варез и будущее «искусство звука». Джон Кейдж и концепция случайности. Шум, «найденный» звук, звуковой объект.
4.3. Пьер Шеффер и «конкретная музыка» (1948), звуковой объект, редуцированное слушание. Центр GRM (Париж). Акусматика, музыка для «пленки». Концепция «Кино для ушей».
Примеры: этюды Пьера Шеффера (1948), работы Пьера Анри, Бруно Мадерна «Musica su due dimensioni», Яниса Ксенакиса «».
4.4. Электронная музыка (Elektronische Musik, 1950-е). Антон Веберн, сериальная техника, формализация и параметризация музыкального материала. Герберт Аймерт и студия электронной музыки WDR (Кёльн, 1951). Идеи Г. Аймерта, Пьера Булеза, К. Штокхаузена. Параллели с идеями А. Авраамова.
Примеры: Карлхайнц Штокхаузен - электронные этюды "Studie I" (1953), "Studie II" (1954)
4.5. Электронная музыка в США. Владимир Усачевский, Синтезатор RCA и студия Коламбиа-Принстон.
4.6. «Сумбур вместо музыки», пленум ЦК КПСС 1948-го года, Об опере „Великая дружба" В. Мурадели, Т.Хренников: "за творчество, достойное советского народа". А. Лурье о пленуме 1948 года, "О музыкальном образовании", о конкретной музыке. Культурная ситуация в СССР в период 1917-1953 гг. в контексте развития музыкальной технологии и электронной музыки. Письмо А. Авраамова Сталину (1943 г.) по поводу гимна СССР.
Примеры: Е. Шолпо - версия «Интернационала», синтезированная на «Вариофоне» (1948).
4.7. Теодор Адорно – социология музыки. Анализ мифов и объяснение некоторых тенденций и характерных противоречий в послевоенный период в отечественной и западной музыкальной культуре.
>> Полезные ссылки
Тема 5. Электроакустическая музыка. Акусматика. Спектральная музыка
7.1. Этимология названия, тип звука и материала. Звуковые объекты Пьера Шеффера. Акусматика и редуцированное слушание. "Органический" и "архитектонический" типы мышления, пространственный звук.
Примеры: анализ этюдов Бернара Пармеджани «De Natura Sonorum» (1975), Джонти Харрисон "".
7.2. Анализ спектра звука, преобразование Фурье, сонограмма.
7.3. Спектральный анализ и акусмаграфическая нотация.
Примеры: акусмаграфический анализ работ Алэйна Савуре «Don Quixotte Corporation», Оке Пармеруда «», Бернара Пармеджани «De Natura Sonorum», Франсуа Бейля.
7.4. Электроакустическая музыка и устная традиция. Событийное восприятие и экологическая теория, трансконтекстность, музыкальные метафоры, символы и ландшафты.
Примеры: Тревор Вишарт, композиция «Red Bird».
7.5. Спектроморфология Дениса Смоли. Техника спектральных мутаций Тревора Вишарта.
Программы Sound Hack, Metasynth, Diphones, AudioSculpt.
Примеры: композиции Д. Смолли «Empty Vessels» и «Basic Metals»; композиция Т. Вишарта «Vox-5»; Ханс Тучку - «Epexegasia».
7.6. Мультифоника и спектральная музыка. Использование расширенных техник игры на музыкальных инструментах и данных акустического анализа в композиции и инструментовке. Программа Open Music (IRCAM). Примеры: Вольфганг Мотц - «Sotto pressione» (1982), Жерар Гризе - «Le Noir de l’Etoile», Тристан Мюрай, Хельмут Лахенманн.
>> Полезные ссылки
Тема 6. Компьютерная музыка
8.1. Компьютерный синтез звука. Макс Мэтьюс и программа Music-4. Работы Джеймса Тенни.
Примеры: работы Ноймана Гуттмана, Макса Мэтьюса, Дж. Тенни (1958-1969).
8.2. Жан-Клод Риссе: развитие техники аддитивного синтеза. Компьютерная электроакустическая музыка. Примеры:Жан Клод Риссе – «каталог звуков»; “Suite for Little Boy”; “Songs”.
8.3. Джон Чоунинг: изобретение FM–синтеза. Центр CCRMA в Стэнфордском университете.
Примеры: композиции Джона Чоунинга «Sabelithe», «Turenas», «Stria», «Phone».
8.4. Формантный синтез, Ксавье Серра и техника спектрального моделирования.
Примеры синтеза в программе Diphones.
8.5. Перри Кук и физическое моделирование. Примеры синтеза в программе Modalise.
8.6. Техника спектральных мутаций. Примеры: «Vox-5» Тревора Вишарта (1986), «Runabout» Пола Кунса (2001), «Sud» Жана-Клода Риссе (1985).
8.7. История создания крупнейших исследовательских центров и динамика их развития от аналоговых студий до центров компьютерной музыки. Пьер Шеффер и INA GRM; синтезатор RCA, Владимир Уссачевский и студия Collumbia-Princeton, Лучано Берио и Институт Фонологии (Милан), IMEB, IRCAM и др. Обзор фестивалей и конкурсов.
Видео примеры.
>> Полезные ссылки
Тема 7. Алгоритмическая музыка, интерактивность
5.1. Ада Августа Байрон-Кинг, графиня Лавлейс и первая в истории компьютерная программа (1842-43). Алгоритмическая и компьютерная музыка.
5.2. «Dice Game» Моцарта и стохастические алгоритмы композиции.
Примеры: версия «Dice Game» в Венском «Доме Музыки».
5.3. Изобретение пианолы. Аналогия с современными секвенсорами. Фортепианная музыка итальянских футуристов. Примеры: Три пьесы для пианолы Альфредо Казелла (1917), музыка Конлона Нанкэрроу.
5.4. Евгений Шолпо, Арсений Авраамов, общество Леонардо Да Винчи и концепция «безисполнительской музыки». Анализ и моделирование индивидуальных исполнительских техник.
Примеры: переложения классики для Вриофона (1930-е).
5.5. Алгоритмическая музыка. Работы и концепции Лежарена Хиллера и Рудольфа Зарипова. Сериальность и алеаторика, алгоритмическая музыка и стохастика "Стохастическая" музыка Яниса Ксенакиса (1957-58).
Теория информации и эстетическое восприятие. Кибернетика и музыка. Хаос, нелинейная динамика, фракталы масштабная инвариантность, нейронные цепи, искусственный интеллект.
Примеры: Р. Зарипов «Уральские напевы»; Лежарен Хиллер - Сюита «Элиак»; Янис Ксенакис «»; Гарри Ли Нельсон «» .
5.6. Барри Труакс и гранулярный синтез. Примеры: композиция «River Run».
5.7. Интерактивность и интерактивная музыка. Дэвид Цикарелли, Миллер Пакет и программа MAX. Тод Маковер и концепция «гипер-инструмента».
Примеры: музыка Тода Маковера (США).
5.8. Обзор существующих инструментов и систем: Термен-сенсоры, Radio Baton , Power Glove, оптические сенсоры, биологические обратные связи и т.п. Способы анализ голоса, речи, движения и жеста, динамики цвета, света и т.п.
Видео примеры перформансов и инсталляций.
Практическая демонстрация интерактивной системы.
>> Полезные ссылки
Тема 8. Звуковая и «конкретная» поэзия, текстово-звуковая композиция
6.1. Подробнее о спектре звука, обертоны . Гармоники, стоячая волна, явление резонанса, форманты, певческий голос. Акустика музыкальных инструментов, речь, фонемы и дифтонги. Анализ и визуализация спектра звука, преобразование Фурье, сонограмма. Примеры: русский и тувинский фольклор.горловое пение (Тува); Мишель Мак Наб - «Hidden City» (1987).
Практическая демонстрация анализа и визуализации спектра звука в реальном времени.
6.2. Дадаизм и футуризм начала ХХ века. Звуковая и визуальная поэзия. Институт фонологии Игоря Терентьева (1923). «Поэтическая лаборатория» А. Авраамова и идеи Махоли Наги (1930-е).
Примеры: поэзия Велимира Хлебникова, Алексея Крученых, Томмазо Маринетти, Джиакомо Бала.
6.3. Звуковая и конкретная поэзия. Концепция Ойвинда Фахльстрема (Швеция).
Примеры: Тревор Вишарт – «Anticredos»; Джаап Блонк «Idling on Air».
6.4. Текстово-звуковая композиция в контексте электроакстической музыки.
Примеры: К. Штокхаузен - «Gesang der Junglinge» (Пение отроков) (1955-56); Лучано Берио - «Sequenza (Voce)» (1965)), «Thema – Omaggio a Joyce» (1958), «Visage» (1961); Ларш-Гуннар Бодин «For Jon III»; Стен Хансон «Oips!».
6.5. Синтез речи, Voder (1939), синтоны Янковского, компьютерные техники синтеза, формантный синтез, программа CHANT. Примеры: Жан-Баптист Барье «Chreode1» (1983); Дэви Эван Джонс «Scritto» (1986); Тревор Вишарт «VOX Cycle».
>> Полезные ссылки
Тема 9. Экспериментальная музыка
9.1. Экспериментальная музыка 1950-1970-х, ее следствия и влияния.
Концепции и работы Джона Кейджа, Давида Тюдора, Элвина Люсьера, Джеймса Тенни, Полин Оливейрос, Гордона Мумма.
Примеры: «Музыка для Альфа Волн» Элвина Люсьера; «Cartridge Music» Джона Кейджа; «Rain Forest» Давида Тюдора.
9.2. "Язык новых медиа" и "дигитальное искусство" 1990-х. "Пост-дигитальное" мышление 2000-х и "эстетика ошибок".
9.3. Хакерство как художественный метод. Объекты и способы хакерства. Circuit Bending. Николас Коллинз и концепция DIY (Do It Yourself).
Примеры инсталляций и перформансов.
9.4. «Биомузыка», использование био-потенциалов для создания интерактивных систем. Биологические обратные связи.
Примеры: «On Being Invisible» Дэвида Розенбума (США), «Brain Jazz» А. Смирнова.
9.5. Оптические явления и детектирование оптических вибраций. Подслушивающая система «Буран» Льва Термена и использование шпионских технологий в музыкальном творчестве.
Примеры инсталляций и перформансов. Практическая демонстрация системы.
9.6. Космические звуки Дональда Гарнетта (университет Айовы) и работа с электромагнитными колебаниями, связанными с атмосферными явлениями, грозами, космическими излучениями, северными сияниями и т.п. на Земле и иных планетах. Примеры звуков из коллекции университета Айовы.
9.7. Способы детектирования акустических, механических, электромагнитных и оптических вибраций, выходящих за пределы человеческого восприятия. Химические процессы. Типы сенсоров, способы регистрации.
Примеры: “Metro Magnetics” Роба Маллендера; практические опыты с электромагнитными сенсорами.
>> Полезные ссылки
Тема 10. Подробнее об акустике и психоакустике
10.1. Акустика и психоакустика. Строение уха, нелинейность слуха, частота колебаний и высота звука, интенсивность и громкость, относительность понятия "тембр", спектр, обертоны и гармоники, частоты и фазы, основной тон и период звуковой волны.
Практические демонстрации.
10.2. Исследование нелинейности восприятия звука на примере аддитивного синтеза.
Психоакустические парадоксы.
Примеры: “Каталог звуков” Жана-Клода Риссе; Джеймс Тенни - “Rising” .
10.3. Критические зоны, эффекты маскировки и системы шумоподавления.
Практические демонстрации.
10.4. Интерференция звуковых волн, биения, фантомные восприятия. Влияние зрительного образа на слуховое восприятие, эффект Макгурка. Звуковые инсталляции и перформансы. Практические демонстрации.
Примеры: Элвин Люсьер - «Heterodyning». Пол Де Маринис - «Fireflies Alight on the Abacus of Al-Farabi» (1989). "Подводная" музыка Мишеля Редольфи.
10.5. Ультразвук и инфразвук. Прямое воздействие на психику. Военные технологии и перспективы развития акустических систем направленного действия. Видео примеры.
10.6. Акустика помещений, отражение звука, эхо, реверберация.
Примеры звуковых композиций и инсталляций: «Round the Corner of Purgatory» Дэниэля Оппенхайма (1987); инсталляция "Rain Forest" Давида Тюдора.
10.7. Пространственное восприятие. Бинауральный эффект.
Движение звуков в пространстве и эффект Доплера. Фазовые эффекты, стереофония и квадрофония, реверберация.
Примеры пространственного звука. Инсталляция «Film Machine» Кейчиро Шибуйя и Такаши Икегами (2007).
>> Полезные ссылки
|